Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Филдинг Г.

История Тома Джонса, найденыша

  1. Том Джонс
  2. Анализ романа «История Тома Джонса, найденыша»
  3. Герой романа Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»

 

Том Джонс

ТОМ ДЖОНС (англ. Tom Jones) — герой романа Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» (1749). Сквайр Олверти, добрый человек, потерявший жену и умерших в младенчестве детей, нашел в своей постели завернутого в грубое полотно малютку и воспитал его как собственного сына. В конце романа выясняется, что Т.Д. был незаконным сыном сестры Олверти, о чем она перед смертью написала брату. Однако ее законный сын Блайфил скрыл от дяди ее письмо и, претендуя на огромное богатство Олверти, оклеветал Т.Д. и добился того, что дядя выгнал его из дома. Родство Олверти с найденышем, как и клевета Блайфила, раскрывается только в конце этого обширного романа, целиком посвященного приключениям героя. Действие «Истории Тома Джонса» происходит на протяжении 1745 г., когда была предпринята вторая после революции 1688-1689 г. попытка (первая — 1715) реставрации династии Стюартов, и в романе встречается множество примет этого времени. Т.Д. на короткий срок вступает в ряды правительственной армии, что, впрочем, быстро кончается чуть не стоившей ему жизни ссорой с негодяем-поручиком. Оказавшись случайно в сарае, где расположился цыганский табор, он выслушивает речь цыганского короля о преимуществах абсолютизма, хотя и замечает про себя, что этот образ правления хорош только в том случае, когда власть попадает в руки истинно справедливого человека, а это происходит крайне редко. Однако в основе своей «История Тома Джонса» — бытовой роман, дающий широкую картину нравов тогдашней Англии, а биография главного героя складывается из его многочисленных приключений. Т.Д. с детства влюблен в Софью, дочь соседнего помещика Вестерна, и пользуется полной взаимностью. Но Вестерн (образец «дикого сквайра»), сперва привечавший Т.Д. как лихого охотника, решает выдать дочь за ненавистного ей Блайфила и тем самым принуждает ее бежать из отцовского поместья. Том идет по следам Софьи, которая направилась в Лондон к своей родственнице. Сердце героя целиком отдано Софье, но у него пылкий темперамент, так что он не раз изменяет своей возлюбленной. Оставшись без гроша, Т.Д. поступает на содержание к светской львице леди Белластон. В конце концов он находит Софью и становится ее мужем. Т.Д.— один из самых любимых героев английской литературы. Роман о нем написан Филдингом в результате заочного спора с Ричардсоном. В своей книге, отчасти имеющей автобиографический характер, Филдинг утверждает, что не отвлеченная добродетель, а сердечная доброта является истинным достоинством человека. Т.Д. дает на протяжении всей книги многочисленные примеры истинной доброты и сердечного участия к ближним. «История Тома Джонса» имела огромный успех при жизни автора и осталась образцом английского классического романа. Филдинг именовал свой роман «комической эпопеей», а в другом случае указывал на связь с традицией Сервантеса. Действительно, в романе присутствует «донкихотская пара». Т.Д. сопровождает в его скитаниях цирюльник Патридж, бывший школьный учитель, который благодаря Т.Д. и Олверти возвращается на свою старую должность.

Лит.: Кагарлицкий Ю.И. Великий роман и его создатель // Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. М., 1982. Т. 1.

 

Анализ романа «История Тома Джонса, найденыша»

Филдинг открывает своим романом путь реализма. Он сам называл себя «творцом нового вида литературы» и поэтому освобождал себя от каких-либо правил и канонов. Главная задача этого нового вида – изображение реального человека в реал обстоятельствах. Главная писательская задача – это живописать характер, характер реальный, и сообразовывать поступки героя с его хар-ром. Писателю надлежит «уметь предсказывать поступки людей при тех или иных обстоятельствах на основании их хар-ров». Филдинг начисто отметает всякое своеволие писателя. Закон реал письма: «всегда держаться в рамках возможного».

Филдинг не отрицает, конечно, романт фантазий в лит-ре. Отсутствие их обеднило бы ее. Но для них отведена особая сфера в искусстве, сфера поэтич мечты. В этическую и эстетич программу писателя, по Филдингу, ложно входить: 1) человеколюбие, 2) ученость,3) опыт. Филдинг поставил себе еще несколько, необязательных для других задач: 1) пользоваться приемом контраста, 2) обходить молчанием то, что нельзя изобразить достаточно ярко, 3) писать с улыбкой.

Филдингу одинаково чужд и классицизм с его высокой патетикой и барокко с его чрезмерными страстями. С неподражаемым талантом сатирика он выводил на сцену судей – вымогателей, полит мошенников, скряг. Филдинг трезво смотрел на мир, не впадая в иллюзии. В 1743 пишет «Историю Уайльда Великого». Вор, мошенник, рецидивист Джонатан Уайльд на страницах повести бросает обвинение всему буржуазному обществу.

«История Тома Джонса»: самый известный роман Филдинга. Сюжет построен на стародавней теме: злоключениях двух героев. Два любящих сердца не могут соединиться. Им мешают и злые люди, и обстоятельства, и собственные промахи и ошибки. Герои романа Том Джонс и Софья Вестерн, воспитанные на лоне природы, с детства сдружившиеся, а затем полюбившие друг друга навсегда и бескорыстно, являют собой ту плененную пару, которая знакома нам по сказкам о вечной любви. Однако, Том отнюдь не является идеальным любовником, образцом добродетели и вообще всех тех качеств, которыми авторы наделяли своих героев. Том при всей своей привлекательности( доброте, бескорыстии, честности) отличается самым неприемлемым для идеал любовника качеством – он ветрен. Страсти постоянно играют с ним злую шутку.

Целая галерея лицемеров выведена Филдингом. Первое место среди них занимает сестра сквайра Олверти мисс Бриджет, а потом мисс Блайфил, которая из-за страха перед пуританской моралью лишилась собственного счастья и обрекла своего сына Тома на страшную участь подкидыша. Далее идет законный сын этой особы – мистер Блайфил – младший, образец мерзавца – лицемера. За ним следуют учителя Тома и Блайфила: Кваком и Сквейр, бессердечие и жестокость которых всегда прикрыты высокопарными фразами о морали и добродетели.

Писатель всегда с недоверием относился к безупречной добродетели людей, подозревая ложь и лицемерие.

Роман завершается счастливым финалом. Порок наказывается: лицемер Блайфил изгнан из дома. Добро торжествует. Том и Софья обретают счастье семейного союза, родят детей и умножают свои богатства.

Соц критика его не резка, но достаточно зрима. Его демократические симпатии очевидны, вместе со своим Томом он сочувствует обездоленным и униженным беднякам и от всего сердца хотел бы облегчить их участь. Однако эта симпатия не приобретает привкуса слащавой и приторной умиленности. Филдинг не жалует аристократов. Леди Белланстон, коварная, лживая и развратная, олицетворяет все пороки придворных.

Филдинг пишет с улыбкой. Мы ощущаем эту улыбку практически на всех страницах романа. Иногда она злая и саркастическая, когда он разоблачает за лицемерной маской свирепое лицо корысти и жестокости, но часто мягкая и добродушная, когда речь идет о человеч слабостях.

 

Герой романа Г.Филдинга «История Тома Джонса, найденыша»

Сквайр Олверти, добрый человек, потерявший жену и умерших в младенчестве детей, нашел в своей постели завернутого в грубое полотно малютку и воспитал его как собственного сына. В конце романа выясняется, что Том Джонс был незаконным сыном сестры Олверти, о чем она перед смертью написала брату. Однако ее законный сын Блайфил скрыл от дяди ее письмо и, претендуя на огромное богатство Олверти, оклеветал Т.Д. и добился того, что дядя выгнал его из дома. Родство Олверти с найденышем, как и клевета Блайфила, раскрывается только в конце этого обширного романа, целиком посвященного приключениям героя.

Действие «Истории Тома Джонса» происходит на протяжении 1745 г., когда была предпринята вторая после революции 1688-1689 г. попытка (первая — 1715) реставрации династии Стюартов, и в романе встречается множество примет этого времени. Т.Д. на короткий срок вступает в ряды правительственной армии, что, впрочем, быстро кончается чуть не стоившей ему жизни ссорой с негодяем-поручиком. Оказавшись случайно в сарае, где расположился цыганский табор, он выслушивает речь цыганского короля о преимуществах абсолютизма, хотя и замечает про себя, что этот образ правления хорош только в том случае, когда власть попадает в руки истинно справедливого человека, а это происходит крайне редко.

Однако в основе своей «История Тома Джонса» — бытовой роман, дающий широкую картину нравов тогдашней Англии, а биография главного героя складывается из его многочисленных приключений.

Том Джонс с детства влюблен в Софью, дочь соседнего помещика Вестерна, и пользуется полной взаимностью. Но Вестерн (образец «дикого сквайра»), сперва привечавший Т.Д. как лихого охотника, решает выдать дочь за ненавистного ей Блайфила и тем самым принуждает ее бежать из отцовского поместья. Том идет по следам Софьи, которая направилась в Лондон к своей родственнице.

Сердце героя целиком отдано Софье, но у него пылкий темперамент, так что он не раз изменяет своей возлюбленной. Оставшись без гроша, Т.Д. поступает на содержание к светской львице леди Белластон. В конце концов он находит Софью и становится ее мужем.

Том Джонс один из самых любимых героев английской литературы. Роман о нем написан Филдингом в результате заочного спора с Ричардсоном. В своей книге, отчасти имеющей автобиографический характер, Филдинг утверждает, что не отвлеченная добродетель, а сердечная доброта является истинным достоинством человека. Т.Д. дает на протяжении всей книги многочисленные примеры истинной доброты и сердечного участия к ближним.

«История Тома Джонса» имела огромный успех при жизни автора и осталась образцом английского классического романа. Филдинг именовал свой роман «комической эпопеей», а в другом случае указывал на связь с традицией Сервантеса. Действительно, в романе присутствует «донкихотская пара». Т.Д. сопровождает в его скитаниях цирюльник Патридж, бывший школьный учитель, который благодаря Т.Д. и Олверти возвращается на свою старую должность.