Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Фейхтвангер Л.

Еврей Зюсс

  1. Зюсс - характеристика литературного героя

Семья Опперман 

  1. Жак Тюверлен - характеристика литературного героя

 

Зюсс - характеристика литературного героя

ЗЮСС (нем. Suss) — герой романа Л.Фейхтвангера «Еврей Зюсс» (1925). Вначале Фейхтвангер написал пьесу с тем же названием (1917-1918), но сам не дал ей хода, потому что не смог, по его собственным словам, выразить в ней идею «о смысле и бессмысленности действия». Писателю хотелось показать человека нового времени, предпринимателя и политика, сильного, энергичного и циничного, наделенного способностями, познавшего богатство, власть и в конце концов убедившегося в бессмысленности всех своих деяний. События романа относятся к тридцатым годам восемнадцатого века, эпохе феодальной раздробленности Германии, когда в Вюртем-берге сменяли друг друга похотливые и расточительные герцоги-самодуры. Йозеф Зюсс Оппенгеймер — лицо историческое, министр финансов при дворе Карла-Александера Вюртембергского. Обладающий безошибочным политическим чутьем, 3. выбирает себе будущего правителя и возводит Карла-Александера на престол с помощью интриг и махинаций. Герой предстает в романе в совершенно разных ипостасях: то он блестящий дипломат европейского типа, тонко разбирающийся в современных обычаях света, в том, какие чулки носить и в каких собраниях появляться; то он придворный шут, покорно сносящий унижения от своего господина, знающий свое место еврей, которого можно публично оскорбить. Но во всех ситуациях 3. лишь усмиряет свое самолюбие, для него сиюминутное униже-ние — ничто в сравнении с завтрашним успехом. 3. умнее своих хозяев и поэтому использует их же средства и методы на пути к власти. Законы затхлой и пошлой феодальной сре-ды — это и его законы, по ним он живет. Здесь каждый за себя, каждый отстаивает собственный интерес. Карл-Александер, беря в жены Марию-Августу, приобретает не жену, а богатство и бесплатную шлюху с красивым телом. Ради этого он без всяких колебаний переходит в католическую веру по настоянию новой родни. 3., его зеркальное отражение, брезгует знакомством с мудрым финансистом Исааком Ландауэром, потому что тот не скрывает своего еврейского происхождения и пренебрегает всеми светскими условностями. Для 3. его семья — старый предсказатель раб-би Габриель и дочь Ноэми — скорее обуза, мешающая идти к цели. Двойник 3.— советник Вейсензее — становится его «палачом». 3. поставляет герцогу все новых и новых девушек. Одна из них дочь Вейсензее. Советник мстит 3. тем же: он раскрывает герцогу тайну Ноэми, и та предпочитает покончить с собой, чтобы не быть обесчещенной. (Ситуация почти полностью совпадает с коллизией драмы В.Гюго «Король забавляется».). 3. сломлен, уничтожен, но, как человек деятельный, находит для себя новую цель — месть. Его месть столь же изобретательна и жестока, как вся его жизнь. Он сам провоцирует католический заговор, вовлекает в него герцога и разоблачает его, после чего тот умирает, не вынеся поражения. 3. знает, что и его ждет страшная участь, но не может отказать себе в последнем удовольствии: он произносит монолог ненависти над умирающим герцогом. А потом безропотно сносит пытки и принимает смерть на виселице уже другим человеком, познавшим бессмысленность и суетность всех своих усилий.

Поскольку в произведении Фейхтвангера нельзя было не усмотреть явного осуждения писателем-евреем своего героя-соплеменника, фашистская пропаганда сочла роман своего рода подарком, и в 1940 г. культовый нацистский режиссер Файт Харлан выпустил фильм «Еврей Зюсс». Хотя в указании первоисточника не было имени Фейхтвангера, плагиат был очевиден. И Фейхтвангер, возмущенный этим, адресовал восьми актерам фильма открытое письмо с обвинением в антисемитизме. Фильм был запрещен.

 

Жак Тюверлен - характеристика литературного героя

ЖАК ТЮВЕРЛЕН (нем. Jacques Tuverlin) — герой романа Л.Фейхтвангера «Успех» (1929), части трилогии «Зал ожидания», в которую вошли также романы «Семья Опперман» и «Изгнание». Свой роман «Успех» автор считал «исторической хроникой» Германии между двумя войнами. Под вымышленными именами в романе можно узнать и Гитлера, и Людендорфа, и тех, кто привел их к власти. Символично название трилогии. Все люди мира предстают в ней пассажирами-заложниками в зале ожидания, терпеливо поджидающими поезд-судьбу. Ж.Т.— писатель-философ, выразитель модных в 20-е годы социальных теорий. Он — скептик, считающий политическую борьбу бессмысленной в условиях общества, построенного на частном интересе, на вере в свой единоличный успех. По мнению Ж.Т., приход фашизма неизбежен, ибо он несет высвобождение присущих человеку звериных инстинктов. Процессы, происходящие в обществе, Ж.Т. рассматривает как борьбу молодой и незрелой Европы с древней цивилизацией Азии. Ж.Т. оказывается вовлеченным в процесс искусствоведа Крюгера. Сначала он относится к делу без интереса, его больше занимает яркая и волевая Иоганна Крейн, защищающая Крюгера. Само дело Крюгера, которого обвиняют власти Баварии, представляется Ж.Т. лишь одним из проявлений звериного времени. Сам Ж.Т, как и Фейхтвангер, — приверженец творчества Аристофана. В желчном и язвительном аристо-фановском стиле Ж.Т. сочиняет пьесу-шутку, остроумно и точно обличающую окружающий мир. Главный герой пьесы — исконный персонаж немецкого народного театра марионеток Касперль. Предприимчивые дельцы превращают пьесу Ж.Т. в коммерческое ревю с канканом и стриптизом. Надежды Ж.Т. рушатся. Он понимает, что творчество этот мир воспринимает будто в кривом зеркале. Интересны взаимоотношения Ж.Т. с инженером Каспаром Преклем, коммунистом, служащим автомобильного завода. Прекль — типичный выразитель вульгарного, ортодоксального коммунизма. Его отношение к делу Крюгера не человеческое, а политически-утилитарное, он стремится использовать процесс в своих, партийных, целях. Так же он относится и к писателю Ж.Т, навязывая ему и его творчеству идеологический базис. Глава «Роль писателя» посвящена спору Ж.Т. и Прекля о задачах писательского труда. По мнению Прекля, литература существует лишь для того, чтобы обслуживать активность революционных масс и описывать классовую борьбу. Прекль — истерик, он не умеет говорить, может только выкрикивать. Ж.Т, напротив, говорит «осторожно». Он предлагает собеседнику подумать над тем, что существует много точек зрения на историю и мировой процесс. Смешение культур и наций гораздо более интересно Ж.Т, чем экономические теории Прекля. Ж.Т. так и не удается завершить свою речь достойно, потому что Прекль уже не владеет собой. Автор показывает два наиболее характерных для того времени типа идеологически одержимых маньяков: фашистов и коммунистов. Ни те, ни другие не умеют разговаривать, они умеют только подавлять. Однако у Прекля тоже есть своя правда: «Он не может углубляться в созерцание китайского фарфора, когда кругом трещат пулеметы».

И это сильнейший упрек Ж.Т, писателю-эстету, предпочитающему свои изысканные этнологические взгляды крушению мира. Ж.Т. хочет возразить Преклю, но вдруг замечает на лице инженера выражение ненависти. Ненависть — именно то, что приводит мир к катастрофе. Неумение слушать и понимать. «Успех» — это успех каждого перед каждым, это монолог, а не диалог. И если голос достаточно громкий, чтобы перекричать собеседника, и сил достаточно, то человек становится победителем, носителем успеха. Не случайно Фейхтвангер вводит в повествование образ теннисистки де Лукка, покончившей с собой, когда удача на корте ей, чемпионке, изменила. Проигравший не нужен этому миру. Впрочем, Прекль не так прост, и его утверждение, что буддизм имеет нечто общее с марксизмом, весьма проницательно. Другая правда Прекля — это его собственная жизнь, его душевные метания, его семья и его речи, построенные, как баллады Шекспира. Домой ему вернуться не с чем. И это беспокоит его куда больше, чем спор с Ж.Т. Человек всегда имеет две реальности и два статуса. Ж.Т., напротив, ощущает себя счастливым. Он — свободный человек, влюбленный в Иоганну Крейн, которая в сером меховом жакете перелистывает наскучившие ей иллюстрированные издания и пьет горячий шоколад. Такова любовь Ж.Т.— неистовая в своей принципиальности и стремлении к справедливости женщина, модно одетая и посещающая дорогие кафе. И тогда наступает второй этап спора Ж.Т. Он все еще любит идиота Прекля, понимает его и ругает его. А Иоганна, посещающая принцев и министров, окрыленная своим успехом в деле Крюгера, жаждет всего лишь отдать себя Ж.Т. И снова не получается диалога между этими людьми: Ж.Т., писателем, восприимчивым и чувственным, проникшимся к Преклю истинным участием, и честолюбивой женщиной, заводящей дружественные связи на высоком уровне и гордящейся своим успехом. Так, Ж.Т. остается один, как истинный писатель. А Крюгер погибает, ибо историю не остановить.