Javascript must be enabled in your browser to use this page.
Please enable Javascript under your Tools menu in your browser.
Once javascript is enabled Click here to go back to �нтеллектуальная Кобринщина

Сочинения по произведениям Бюхнер Г.

Смерть Дантона

  1. Дантон - характеристика литературного героя


 

Дантон - характеристика литературного героя

Дантон (нем. Danton, фр. Danton) — 1) герой драмы Г.Бюхнера «Смерть Дантона» (1835). Исторический прототип — деятель Великой французской революции Жорж Жак Д. (1759-1794), один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию Бурбонов. Образ Д. создан Бюхнером на основании изучения документальных материалов, однако герой драмы отличается от исторического прототипа: он прежде всего жертва, человек, который попал под колеса истории. Гедонизм Д., его ерничество и эпикурейство призваны скрыть обреченность. Он знает, что «ввязался в Историю», а она беспощадна. Для Д. и его соратников революция — жестокая игра неведомых сил с людьми, а для его оппонента Робеспьера — миссия, поэтому Д. и Робеспьер никогда не поймут друг друга и неизбежно второй отправит на гильотину первого. Романтическая притча, использованная в пересказе Тика, проясняет отношения Д. к жизни, к революции, к истории, к своему деянию, к своей судьбе: «…вечно смеются бессмертные боги, и вечно умирают рабы, и вечно наслаждаются боги переливами их предсмертных судорог…» Такова квинтэссенция жизненной философии Д. У Бюхнера он погибает под ножом гильотины волею судьбы, игрушкой в руках которой является. Потому-то Д. не стремится оправдаться, когда понимает, что приговорен, он ожидал такого исхода с самого начала, и гибель в 35 лет не представляется ему чем-то из ряда вон выходящим. Робеспьер считает, что Д. обречен погибнуть и должен быть казнен по законам революции, а Д. убежден, что умирает куклой в руках Истории, как «марионетка, подвешенная на веревках неведомых сил».

Подобно другим пьесам Бюхнера, «Смерть Дантона» была поставлена только в XX веке. Одним из наиболее ярких исполнителей роли стал Моисеи, игравший в постановке М.Рейнхардта(1916).

Лит.: Honigmann G. Die sozialen und politischen Ideen im Weltbild Gcorg Biichners. Giessen, 1929; Дживелегов А.К. Вступительная статья… // Бюхиер Г. Сочинения. М., 1935; Карельский А.В. Георг Бюхнер // Бюхнер Г. Пьесы. Проза. Письма. М., 1972.


2) Герой драмы Р.Роллана «Дантон» (1900) из цикла «Драмы революции». Романовский Д. значительно ближе к своему историческому прототипу, чем герой Бюхнера. В списке действующих лиц он обозначен как «Гаргантюа в шекспировском вкусе, жизнерадостный и могучий. Голова, как у дога, голос, как у быка. Атлет-сангвиник». Во всех ситуациях Д. ведет себя согласно своей характеристике, он не мирится с обвинениями Робеспьера, гордо заявляя на суде, что его имя сохранится в памяти потомков. Д. не старается казаться лучше, не лицемерит, он может проводить время в развлечениях, изменять жене, непристойно ругаться, но он сознает, что выполняет свою историческую миссию и что он этой миссии достоин. Любимец народа, великолепный оратор, умеющий зажигать толпу, Д., смеясь, отвергает обвинения в заговоре, понимая тем не менее, что раз заведенная кровавая машина остановиться не может. Народ на суде за Д., но народное мнение изменчиво. Когда становится известно, что в порт прибывает караван судов с мукой и топливом, в зале суда поднимается «невероятный шум» и народ спешит к выходу.

Критикой отмечено сходство этого эпизода со сценой из «Бранда» Ибсена, где народ также забывает о своем кумире и устремляется к морю, за сельдью. На сцене роллановская пьеса появлялась значительно реже, чем драма Бюхнера.